В базу Визора был добавлен фильм, смотрим on-line! Довоенный Киев сравнительно быстро вошел в историю мирового киноискусства. В конце двадцатых годов, пока великий Довженко обживал "Одесский Голливуд" – тогдашний центр украинской киноиндустрии, на провинциальной киевской кинофабрике заканчивались съемки классической картины, которой суждено будет получить статус признанного шедевра мирового документального кино. Ее сценаристом и режиссером был Дзига Вертов – Денис Аркадьевич Кауфман, неугомонный новатор, который впервые в истории заснял на пленку кавалеристскую атаку и роды, изобрел хорошо известные нам титры, да и вообще, оказал огромное влияние на развитие мирового кинематографа. Преклонявшийся перед ним Сергей Эйзенштейн вслух признавал, что советское художественное кино той эпохи во всем училось у авангардиста Вертова. Излагая суть своего творческого метода, Дзига лаконично называл его "киноправдой". Он снимал все, что видел вокруг себя: дороги, заводы, шахты и электростанции, заснеженную тундру и пустыни с раскаленными добела песками. А главное, снимал жизнь людей – простую, ничем не приукрашенную, со всеми мельчайшими бытовыми подробностями, которые ранее не попадали в кадр только нарождавшегося киноискусства. Вертов доказывал: эту жизнь, которой традиционно брезговали прочие режиссеры, также можно показать прекрасной и яркой. "Фильма" "Человек с Кино-Аппаратом" – именно так писалось в то время название этой картины – в полной мере отвечала канонам вертовской "киноправды". На ее зрителя обрушивается бурный поток старой киевской жизни, о которой можно еще узнать разве что в редких и скупо написанных воспоминаниях старых киевлян. Молодые девушки, бегущие на службу по Крещатику, рабочие с завода Гретера и Криванека, только что получившего новое название – "Большевик", занятые своими обычными повседневными делами. Заботливые киевские мамочки с детьми, которым впоследствии предстоит пережить ужасы оккупации, эвакуации и бомбежек, ремесленники-кустари, мелкие конторские служащие и "старорежимные" персонажи пенсионного возраста, будто сошедшие со страниц повестей Исаака Бабеля, Ильфа и Петрова. Вертов сплошным потоком обрушивает на нас тысячи деталей и штрихов из жизни "провинциального мегаполиса", как назвали тогда еще не столичный Киев, на улицах которого обгоняли друг друга трамваи и телеги. И ясное киевское утро, которое так хорошо знакомо всем поколениям киевлян, тоже украшает собой этот старый фильм. Немая, черно-белая картина Дзиги Вертова совсем не кажется устаревшей и архаичной и смотрится на едином дыхании. И немудрено – ведь ее актерами стали сами жители нашего города. Именно в их лица всматриваются сегодня студенты всех мировых киноакадемий, где в обязательном порядке изучают одну из самых известных классических документальных кинолент – старую "фильму" о нашем Киеве.
